Международный конкурс журналистских работ
посвященный 100-летию Республики Башкортостан

Красиво… Как в кино!

16.01.2018 | gines

Мир кинематографа переносит нас в воображаемые миры, где реальность и фантазия переплетаются друг с другом, а герои становятся добрыми знакомыми. Именно поэтому многие из мест, которые раньше никто не знал или не замечал, после показа успешного фильма вдруг притягивают тысячи туристов. «Властелин колец» заново открыл пейзажи Новой Зеландии, а сохранившиеся декорации к «Гарри Поттеру» вошли в один из самых популярных экскурсионных маршрутов Англии. Тем не менее кинотуризм – явление относительно новое и в России практически не развито. Первая причина в том, что со смертью советской индустрии фильмов ничего эпического новые режиссеры так и не сняли. Разве что номинант на премию «Оскар» скандальный «Левиафан» создал прецедент, превратив село Териберка в туристическую Мекку.

Живописный Башкортостан также не раз становился местом съемок художественных фильмов. Одним из первых стал легендарный «Салават Юлаев» Якова Протазанова. Экранизировать роман Степана Злобина было решено в 1939 году, а в прокат он вышел в 1941-м, за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны.
– Я снова поехал в Башкирию, чтобы встряхнуть старое вино и заставить его бродить, – писал в автобиографии Злобин. – И тема «Салавата» вдруг «забродила». Я понял, до какой степени был наивен двадцатипятилетний автор детской повести о Салавате, как не сумел справиться с раскрытием исторического процесса и до чего же необходимо сделать заново. Эту работу я делал параллельно с работой над сценарием.
В апреле 1940 года в местной газете «Красная Башкирия» появилось сообщение: «После большой подготовительной работы группа киностудии «Союздетфильм» приступила к павильонным съемкам в Москве картины «Салават Юлаев». Съемка в павильонах в Москве продолжится до июня. В первых числах июня начнутся съемки декораций и больших батальных сцен в Башкирии».
Большинство съемок «на натуре» проходило у скалы Калим-Ускан (недалеко от деревни Макарово Ишимбайского района). В ней на высоте шести метров находится вход в пещеру, получившую после выхода фильма новое имя – «пещера Салавата Юлаева». Сюда из хутора Кукраук по высохшему руслу речки Сиказя прибегала к мужу верная Амина. А на склоне холма стояли солдаты царской армии во главе с Бухаиром, отсюда они ворвались в пещеру, чтобы захватить Салавата. Эпизоды сражений снимались, в основном, на просторной поляне Уклы-Кая рядом со скалистыми горами, носящими такое же название.
Маловероятно, что национальный герой когда-либо здесь бывал, но режиссер предпочел эти места историческим панорамам – автору виднее. А республика в итоге получила две пещеры, названные в честь легендарного батыра: одна на его родине, близ села Малояз, другая – «живая» декорация, до сих пор привлекающая туристов.
Во время работы над фильмом не обошлось без помощи местного населения – многие сельчане на время стали актерами, «засветившись в эпизодах», в основном молодые мужчины из армии повстанцев. В кадры попала и местная ребятня, на съемки их завлекали конфетами. Роль новорожденного сына Салавата Юлаева досталась крохотной Нурие, мальчиков нужного возраста в селе не оказалось. К несчастью, маленькая актриса не пережила голодных военных лет.
Из популярных артистов в картине были задействованы Николай Крючков, Георгий Милляр и Михаил Глузский. На главную роль сначала был утвержден ученик Мейерхольда Лев Свердлин. Но когда Яков Александрович приехал в Уфу для отбора актеров на роли второго плана, на сцене театра он увидел Арслана Мубарякова и почти воскликнул: «Так вот же Салават!»
Эпопею нередко демонстрировали в сражающихся частях, поднимая боевой дух солдат, и в тылу. Со всех концов обожженной войной страны летели письма: «Мы восхищены образом Салавата, созданным Вами на экране. Он рождает в нас неиссякаемую силу», – писал с фронта младший сержант Анвер Хабибуллин. «Благодаря вам Салават Юлаев стал одним из любимых моих героев», – делилась впечатлениями аспирантка из Тбилиси Виолетта Брегнадзе.
Два года назад в СМИ появилась новость, что выходец из Башкирии боксер Хабир Сулейманов планирует снять в Голливуде новый фильм о Салавате Юлаеве с участием Дольфа Лундгрена, Жан-Клода Ван Дамма или Эрика Робертса. Часть съемок должны были пройти на просторах республики. Однако пока о реализации смелых планов ничего не известно.

Как Тастуба притворялась Сибирью
Лето 1973 года стало особенным для жителей нескольких деревенек Дуванского района Башкирии. В их неспешный крестьянский мир вдруг ворвалась совсем другая жизнь: с метрами киноленты, криками «Мотор!» и звездными актерами – Адой Роговцевой, Ефимом Копеляном, Вадимом Спиридоновым, Петром Вельяминовым, которых не только можно было увидеть в «деле», но и самим попробовать себя в качестве их партнеров по сцене: в массовке задействовали почти всех от мала до велика, а некоторым доставались настоящие роли, хотя и без слов.
Почему же режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков не стали снимать «Вечный зов» в Сибири, и свою родную Свердловскую область предпочли башкирской природе?
– Фактура была замечательная. Поля, горы… Дикие места, но и они создавали ощущение Родины: суровой и милой, – объяснял свой выбор Владимир Краснопольский.
Извилистым берегам реки Юрюзань досталась роль стремительной Громотухи, а Михайловку, Шантару и другие деревеньки снимали в Елабуге, Каламаше, Бурцовке, Тастубе и Ярославке. Здесь же режиссеры нашли и «Звенигору» – скалу Сабакай.
Спустя 44 года с начала съемок, длившихся почти десять лет, в этих местах многое изменилось. Домики, где квартировали актеры, почти все перестроены или вовсе исчезли с лица земли. В деревне Елабуге уже никто не живет, но именно ее мы видим в первой серии киноэпопеи. «Колхозная контора» снималась в Ярославке, а дом кулака Кафтанова – в Тастубе. Это здание было местной достопримечательностью: в советские годы в нем располагалось правление колхоза «Искра», а до революции оно принадлежало купцу первой гильдии Василию Масленникову. Работники «Мосфильма» преобразили особнячок, придав ему колорита усадьбы зажиточного крестьянина: каменные стены обшили бревнами, приладили резное крыльцо, шифер на крыше заменили железом. Еще очень долго за домом сохранялась слава «кафтановского подворья», но сберечь его не удалось. В 90-х он стал частной собственностью, а в конце «нулевых» – исчез с лица земли. А телегу, на которой разъезжал главный злодей, сохранили – она сейчас стоит в Месягутово как музейный экспонат.
Случайные «артисты» до сих пор хранят воспоминания о съемках и каждый раз, просматривая знакомые кадры, выискивают родные лица земляков: вот промелькнул сосед, а там стоят наши Борька, Юрка, Валерка… Борису Луговых, сыгравшему одну из эпизодических ролей, даже предлагали перебраться в Москву. Но крестьянин не решился на такие перемены, о чем и не жалеет. Тастубинский гармонист Виталий Шутов появляется в кадре с Кафтановым во время одной из разгульных вечеринок.
– Сниматься было непросто, – вспоминает он. – Одна-две секунды в кадре, а делали по 13 дублей. Один был очень удачным, но режиссер вдруг обнаружил, что я не снял наручных часов. Пришлось переснимать.
Одной из самых ярких звезд в то время была, конечно, красавица Ада Роговцева, она приковывала внимание местных жителей. Вообще актриса не планировала участвовать в фильме, ссылаясь на годовалую дочь, но ее уговорили, пообещав помощь няни. На съемках не обошлось без приключений, в одной из сцен ее героиня Анна падает на землю. Площадку тщательно осмотрели, и, казалось, хорошо очистили от камней. Но упала Ада Николаевна прямо на острый край забытого гранита.
– Меня спасло только то, что у меня была огромная коса. Хотя все равно шишка была, – вспоминала она.
Отсняв материал для четырех серий, съемочная группа перебазировалась в Белорецкий район, где природа не менее удивительна и красива. Ходят слухи, что сделано это было не только из-за прекрасной натуры, но и из-за финансовых нарушений.
Тамара Дегтярева, исполнившая роль Агаты Савельевой, вспоминала:
– Из Магнитогорска до Белорецка летал маленький «Ан», однажды мне надо было успеть на съемки к 9 часам утра, но билетов уже не было. Я умоляла начальника аэропорта отправить любым способом. И место нашлось… в коробке с мороженым в морозилке! Вылезла я оттуда совершенно окоченевшая.
На старом Верхнеуральском тракте, недалеко от села Узян снималась трогательная сцена ожидания верной Агатой своего мужа Ивана из тюрьмы. Камера провожает женскую фигуру, уходит в панораму: вьется лентой река Белая, а за ней высятся отроги Большого Шатака.
О съемках в Белорецком районе Тамара – Агата рассказывала так:
– На съемках нас кормили плохо, ничего кроме лепешек и кумыса не было. А я как раз играла беременную, мне делали зеленоватый цвет лица и накладывали огромный живот. Местные жители считали, что я на самом деле в «положении» и подкармливали как могли. Разуверять их было не в наших интересах.
Одна из участниц тех съемок Алевтина Куприева вспоминает:
– Базировались они во Дворце культуры. Здесь у артистов были гримерки, в танцевальном зале располагались костюмерные. А мне тогда было двадцать два года. Я играла в народном театре, и, конечно, всех актеров дворца пригласили участвовать в съемках. По ходу работы мне пришлось сниматься в полутора десятках эпизодов. Помнится, на Укшуке были развернуты декорации строительства завода. Мы стояли под репродуктором и слушали сводку Информбюро. Моя бабушка, не дождавшаяся мужа с фронта, очень естественно выглядела потом на экране. В поле, возле Сосновки, мы снимались в эпизоде жатвы пшеницы, там же вязали снопы.
Телепремьера первых шести серий ф ильма состоялась в 1976 году. Это был успех! Во время трансляции даже улицы больших городов становились тихими и малолюдными, что уж говорить о деревнях, где каждый герой стал «своим». Через два года фильм повторили и презентовали еще шесть премьерных серий. В 1996 году режиссеры фильма перемонтировали картину, отреставрировав ее и восстановив эпизоды, ранее вырезанные.

Золотая речка
Наша республика «заменяла» Сибирь и в дилогии «Пропавшая экспедиция» Вениамина Дормана. Съемки здесь шли одновременно с «Вечным зовом» и практически на той же территории. Группа студии им. М.Горького приступила к работе летом 1975 года.
Декорациями для приключения золотоискателей стали окрестности Белорецка, где в то время еще сохранялись целые кварталы дореволюционной постройки (события в фильме происходят в 1918 году). Звездный десант был не менее ярким, чем в «Зове», местным жителям довелось воочию увидеть Евгению Симонову (тогда уже снявшуюся в «Афоне» и «В бой идут одни старики»). Здесь, в Белорецке, даже был зарегистрирован их брак с Александром Кайдановским. Главные роли исполняли такие мастера, как Николай Гринько, Лев Прыгунов, Вахтанг Кикабидзе.
Первая часть – «Пропавшая экспедиция» снималась в основном на хуторе Отнурок и в Шушпе. В кадрах фильма туристы легко узнают Арский камень, каменную речку, стекающую с горы Кирель, «каменный мешок» на Малиновой и реку Нура. Дорман также увековечил паром через Белую в поселке Узян и «запустил» в небо на самодельном дельтаплане мальчишку со скалы в деревне Шушпа.
Узкоколейная железная дорога, на которой у Егоровых печей белогвардейцы расстреляли состав, долгое время была местной достопримечательностью, многие с восхищением вспоминают путешествия на маленьком тепловозе – «кукушке», но сегодня ее уже не увидеть. Строительство узкоколейки от станции Запрудовка (через Тирлян до Белорецкого завода было начато в 1909 году, а сквозное движение по ней открылось в 1912 году. Почти полвека тонкая нить была единственным средством сообщения Белорецка с внешним миром. В годы Великой Отечественной войны в узкоколейных вагонах непрерывным потоком шел выплавленный в Белорецке металл и отправлялись на фронт его жители. Но позже дорогу признали нерентабельной и постепенно разобрали. Последний раз она «принимала участие» в съемках башкирского фильма «Седьмое лето Сюмбель» Булата Юсупова.
А вторая часть кино «Золотая речка», где события происходят уже пять лет спустя, снималась в основном в деревне Верхние Лемезы. Горы, покосившиеся избенки и нетронутая природа и сегодня легко украсят любую картину.
– Когда снимались фильмы, весь Белорецк «гудел», – вспоминает Марина Миннигулова. – Были задействованы самодеятельные коллективы Дворца культуры, рабочие цехов комбината и простые жители. За участие в массовках платили по 3 рубля в день. Мы же – жители города, были первыми зрителями «Вечного зова» и «Пропавшей экспедиции». Их показывали в кинотеатре «Металлург», а перед началом выступали артисты – рассказывали о себе, о красоте нашего края.

На кадрах – Башкортостан

В каких еще фильмах можно увидеть удивительную природу нашей республики.

«Журавлиная песня», 1959
Свердловская студия
Экранизация одноименного башкирского балета режиссерами Олегом Николаевским, Ниной Анисимовой и Эдуардом Пенцлиным. В главных ролях – Эльза Сулейманова, Ильдус Хабиров, Зайтуна Насретдинова. Премьера состоялась в декабре 1959 года в Свердловске, а в 1960-м с успехом прошла в Москве.

«Гроза над Белой», 1968
Ленфильм
Съемки фильма происходили на местах подлинных исторических событий – в селе Красный Яр недалеко от Уфы и рассказывают о взятии города 25-й Чапаевской дивизией. Режиссерами фильма выступили Евгений Немченко и Станислав Чаплин. А в главных ролях отметились Александр Михайлов и Ефим Копелян.

«В ночь лунного затмения», 1978
Свердловская студия
Экранизация знаменитой пьесы Мустая Карима. Для натурных съемок была выбрана Киргизия. Режиссер объяснял это так: «Фактура нашего фильма: выжженная степь и камень, горы и небо. Здесь нет буйства природы, нет щедрости красок…». В фильме снимались Гюлли Мубарякова, Советбек Джумадылов и другие.

«Отец и сын», 1979
Мосфильм
Работая над эпопей «Вечный зов», Краснопольский и Усков умудрились снять еще один фильм – «Отец и сын»: драма по одноименному роману Георгия Маркова о становлении советской власти в Сибири. На этот раз съемки проходили на Павловском водохранилище.

«Всадник на золотом коне», 1980
Мосфильм
Фильм-сказка Василия Журавлева по мотивам старинных башкирских сказок и преданий. В ролях: Фидан Гафаров, Ирина Малышева, Ильшат Юмагулов.

«Долгое-долгое детство», 2005
Киностудия «Башкортостан»
Еще одна экранизация повести Мустая Карима. Режиссер – Булат Юсупов. Съемки фильма проходили в деревне Баишево, а военные сцены снимались на полигоне Алкино-2.

«Тайна Аркаима», 2007
Студия VISTA VISION
Фильм башкирского режиссера Булата Юсупова рассказывает о мистических приключениях девушки Галины, увлеченной тайной древнего городища. В фильме одну из ролей сыграл Сергей Селин.

«Царапина», 2007
Уфафильм
В фильме Руслана Юлтаева события разворачиваются в 1980 году вокруг скромной учительницы Марии, пережившей личное горе и переехавшей в глухую деревню. Съемки проходили в селе Кирябинка Учалинского рай-она и в них приняли участие не только местные актеры, но и такие мэтры, как Алексей Булдаков, Михаил Ефремов, Владимир Толоконников.

«Ловец ветра», 2008
Киностудия «Башкортостан»
То ли комедия, то ли драма Айсыуака Юмагулова заставляет задуматься о семье, ценностях, приоритетах. Фильм был снят в Зианчуринском районе в деревне Юлдаш (Иткулово).

«Горький мед», 2013
Киностудия «Башкортостан»
Фильм Айнура Аскарова поднимает социальные, экологические и нравственные проблемы. Съемки проходили в деревне Галиакбер Бурзянского района.

«Елки», 2010-2016
Базелевс продакшн
Действие в цикле новогодних комедий Тимура Бекмамбетова происходит в разных городах, в том числе и в Уфе, где в июне 2013 года стартовала масштабная акция «Готовь «Ёлки» летом!». Суть акции заключалась в том, чтобы жители разных городов сложили свою букву для фразы «С Новым годом!» в финальной сцене. А в 2016-м уфимцы вновь стали героями финальной сцены – на этот раз к клипу на песню Сергея Шнурова, ставшей главным саундтреком фильма «Елки – 5».

«Из Уфы с любовью», 2017
Полнометражный дебют Айнура Аскарова, первый современный башкирский фильм, вышедший в прокат по всей стране. Сюжет повествует о молодом парне Урале, вернувшемся из армии и попавшем в непростую ситуацию. Съемки проходили в 2016 году в Уфе. А 9 сентября 2017 год на Открытом фестивале российского кино «Киношок» «Из Уфы с любовью» получил один из главных призов – за лучший сценарий в полнометражном кино.

Развитию кинотуризма и индустрии кино в целом могло бы способствовать внедрение системы рибейтов. Ее суть в том, что приходящий в какой-то регион со своим проектом продюсер может рассчитывать на возврат части средств, потраченных на фильм или сериал из регионального или городского бюджета. Взамен все съемки проходят на данной территории с максимальным привлечением местных специалистов. Кинорибейты популярны за рубежом, но у нас пока не оценили взаимную выгоду такого «контракта». На сегодняшний день только семь субъектов подписали договора по их внедрению.

Екатерина МАРКОВА